<= Back

Kulturnews - "Rammstein. Последнее табу."

С течением времени взрывы утомляют. Поэтому Раммштайн могут позволить себе перерыв после мирового турне. Но грохот все же слышен: на потрясающем live-DVD. Он покажет нам, какой всемирно известный бренд создали берлинские девахи и как им это удалось. Перед вами портрет спорного рок-феномена, такой портрет, какого еще не было.

Не так уж много времени прошло с тех пор, как музыкальные каналы VIVA и MTV сняли с эфира клипы Раммштайн - как реакция на убийство в Gutenberg-Gymnasium в Эрфурте. С давних пор ведутся острые дискуссии о причинных связях между насилием и рок-музыкой. Постоянно в центре внимания - металлисты из группы "Раммштайн", которые со времени выхода своего дебютного альбома "Herzeleid" (1995) регулярно дают повод для новых споров. Секстет дает пищу даже для заголовков новостных журналов своими двусмысленными текстами о насилии и конце света, воинствующим обликом и эстетикой в стиле Лени Рифеншталь.
"Этим журналистам вовсе не хочется полемизировать с нами", - сердится барабанщик группы Кристоф Шнайдер. "Они основываются лишь на неких доказательствах и навешивают свои собственные ярлыки. Только чтобы написать суперскандальную историю. И сюда прекрасно подходит "правая" эстетика". Конечно, Раммштайн не оставляют такого рода инсинуации без ответа: "Сердце бьется слева", - поется по этому поводу в песне.
Но фокус с двойственностью функционирует и по сей день. Что хорошо видно на примере нового DVD, ретроспективы последнего мирового турне. Звук, программа и инсценировка на высшем уровне, сценическое шоу предлагает весьма жестокие сцены насилия, тексты - зловещие и двусмысленно мрачные. И, конечно, вызывает недоумение то, что в некоторых образах, жестах и символах все еще используется "правая" эстетика - скажем, когда певец Линдеманн торжественно марширует по сцене во время песни "Reise, Reise" или группа опрокидывает перед выступлением по стакану "водки для защиты".

Правда, это жалкое зрелище, когда менеджер группы Эмануэль Фиалик рассказывает о "единении чувств" и "огромном искушении", явно захваченный концертом своих подопечных. Это глупо и постыдно для людей "левого" толка - подобного рода вещи не должны быть необдуманно высказаны в камеру, к тому же это выглядит как умело просчитанный маркетинговый ход.
Как жалко. Как бессмысленно… Ведь Раммштайн - хорошая, достойная внимания группа. Ее трудоспособность не подлежит сомнению, мастерство написания песен неподражаемо, ее эстетика звука новаторская, умопомрачительная, задающая тон и стиль. Как бы то ни было, они стоят того, как Alice Cooper, Laibach или Marilyn Manson. Искусно разработанная ось зла - Германия - Раммштайн - Нацистская символика - вращается вокруг всего мира. И Раммштайн знают, как завоевать мировой рынок. Песней "Amerika" они воодушевляют своих американских фанатов, испаноязычной "Te quiero, Puta" порождают ликование среди мексиканских болельщиков как экзальтированная группа марьячи.
А тем временем Раммштайн успешно трудятся, не покладая рук, и зажигают от Японии до Мексики. Они давно уже стали самыми успешными экспортерами тевтонских песен всех времен. И все равно, французы, японцы или русские: подпевают все, независимо от того, понимают текст или нет. Все же Раммштайн прекрасно смешивают жажду страха и эротику разрушения - для "чистого общения", как уклончиво сообщает предводитель группы Тиль Линдеманн.

Между тем при каждом новом релизе Раммштайн хорошим тоном считается нащупать новые табу, чтобы разрушить их на пути к чистому общению. Линдеманн на сцене имеет клавишника группы при помощи фаллоимитатора, а фанатов в первых рядах поливают искусственной спермой. При исполнении песни "Mein Teil" (навеянной историей с Армином Мэйвесом, каннибалом из Ротенбурга) бедный клавишник вынужден сидеть на корточках в медном котле, пока Линдеманн плюется огнем и точит нож. "Распилить, разобрать по частям, расшибить, растрепать, разорвать, разбивать" - так гласит песня "Zerst?ren". Очевидный факт: мы, немцы, всегда прекрасно умели разрушать, и Раммштайн все больше способствуют развитию этого глобального клише с эстетической точки зрения. Да и в Мексике может случиться такое, что юный фанат в футболке с изображением свастики возьмет у них автограф - Раммштайн не были бы Раммштайн, не повторись эта история вновь на предстоящем DVD.
То, как группа постоянно работает над этой непротиворечивой двойственностью и стремится к полному контролю над представлением себя публике, особенно заметно по политике в отношении прессы. Журналисты проходят тщательный отбор и позднее должны предоставить свои тексты для "прочтения" и "одобрения".

Много друзей так не наживешь - но Раммштайн и не нуждаются в друзьях. У них есть успех: этого достаточно. Успех чересчур огромный; слишком сильно всемирно известный бренд Раммштайн отошел от привычных обязанностей в этой области, чтобы и там не нарушить никаких табу.
Но как долго сможет продолжаться это воодушевление и восхищение? Что если однажды табуированные темы закончатся? "Этому точно когда-нибудь наступит предел, когда большего нельзя достигнуть, когда люди скажут: "Все это мы уже видели", - опасается Шнайдер. Конечно, он не высказывает своей стратегии на этот отдаленный день. Да и в этом пока нет необходимости.
Поэтому группа дает возможность выйти DVD и берет пока паузу - времени, чтобы поразмыслить над новыми идеями, достаточно. Быть может, вслед за этим Раммштайн нарушат последнее табу и шокируют весь мир сладкой попсой.
Это было бы действительно страшно.

< = Back

Сайт создан в системе uCoz