"RAMMSTEIN" везёт в Россию фейерверки и резиновый член.
Этот год суперуспешен для "королей индастриала на грани техно", "огнедышащих
арийцев" (как величает их западная пресса) - группы "RAMMSTEIN".
Новейший альбом "Mutter", возможно, будет назван лучшей европейской
пластинкой-2001. Синглы выстреливают один круче другого: трогательная "Sonne",
воинственный "Links 2 3 4" и вот насквозь пробивающий "Ich will".
Тинейджеры ревут белугой от восторга и раскупают CD "рычащих немцев"
штабелями. Сколько денег уже заработано на "Mutter" и последовавшем
мировом турне, сами "RAMMSTEIN" даже и приблизительно ещё не подсчитали.
Ясно одно - немерено! В Америке летом были такие аншлаги, что заокеанское турне
решили повторить по второму кругу в сентябре-октябре. Но направившийся в Чикаго
самолёт "RAMMSTEIN" в воздухе раворачивают и сажают в канадском аэропорту.
Сами понимаете почему. Потому что в тот день как раз и бабахнуло в Нью-Йорке
и Вашингтоне. Сегодня "RAMMSTEIN", завсегда заявлявший, что ему на
политику абсолютно наплевать, кажется, только о международной абстоновке и думает.
По крайней мере разговор Капитолины с Паулем Ландерсом, гитаристом и "мозговым
центром" группы, скорее походил на прения в программе "Итоги",
чем на околомузыкальную беседу:
- Так вы будете или нет играть теперь в Америке?
- Тур перенесён пока на неделю. Но мы уже не особенно хотим в Штаты лететь.
Надо посмотреть, что дальше-то в мире будет происходить. Действительность пошла
впереди зрелищ со спецэффектами. А наше шоу со взрывами и огнемётом придумано
всё же для спокойных, мирных времён, а не для реальной войны. Моё личное мнение
о террактах в Америке: очень жаль, что так много невинных людей стали жертвами
неудачной американской внешней политики.
- Многие европейские и английские музыканты, особенно рокеры, недолюбливают,
как известно, Америку. Вот вы тоже в прошлом турне по Штатам под издательским
названием "Семейные ценности" всячески стебались над американскими
порядками и повадками, над обязательной рождественской индейкой и тыквой на
Халлоуин. Вы - американофобы?
- У нас на самом деле к Америке раздвоенное чувство. В Штатах довольно много
хорошего, но есть и пара неприятных моментов. Как и в любой другой стране мира.
Очень радует, что американцы - безумно открытые люди, в том числе - и по отношению
к иностранцам. Неважно, откуда человек туда приехал, он может стать КЕМ-ТО в
Америке, если у него варит башка и в ней имеется парочка клёвых идей. Я знаю
полно немцев, которые у нас, в Германии, сидели в полной заднице. Так и не смогли
пробить какие-то свои изобретения из-за чиновничьей бюрократии, формализма и
т.д. А уехав в Америку, они быстро раскрутились, все замыслы воплотили в жизнь,
и сейчас это - богатые, процветающие люди, владеющие собственными солидными
фирмами. Но! С другой стороны: Америка - страна без настоящей культуры. Зато
- с великодержавными замашками; у них крыша давно поехала по поводу их размеров
и их хвалёной силы. Хотя они открыты и наивны, словно дети. Увлекаются чем-то,
но и очень быстро забывают об этом. Я целый год прожил в Москве и худо-бедно
представляю себе, ЧТО ТАКОЕ РУССКИЕ ЛЮДИ. Так вот: ваш российский менталитетзначительно
ближе к американскому, чем к германскому. У вас полно общего, вы на самом деле
с американцами - как братья от одного отца, но разных матерей...
- А когда же это в Москве потусоваться-то успел?
- Примерно в 73-м году. Я был совсем ещё маленьким, мои родители, граждане ГДР,
здесь что-то строили...
- Ну тогда, конечно, со знанием дела можешь о нашем менталитете рассуждать!
Переходит на русский:
- Да, да... Ну, конешно, магу.
- Йа, йа натюрлих. А вот интересно: почему всё-таки музыку "RAMMS+EIN"
так любят неонацисты, скинхеды?
- Ваши, русские скинхеды?
- Международные. И наши, кстати, в том числе.
- Не знаю, не знаю...Публика на наших концертах выглядит совершенно нормально.
Конечно, разные попадаются: скажем, байкеры или патлатые металлюги...Но нет
у нас никакой нарпавленности на правых радикалов, и в песнях для них не заложено
никаких скрытых мессаджей. А что, у вас, в России, нас слушают фашисты? Ужасно!
- Тоже разные люди слушают. Ну а кому, как вы сами думаете, музыка "RAMMSTEIN"
скорее предназначена: агрессивным подросткам или эстетствующим персонажам типа
Дэвида Линча (который использовал музыку "RAMMS+EIN" для саундтрека
к своему "Шоссе в никуда")?
- Ты бы ещё спросила для кого печётся хлеб? Или вот я у тебя спрошу в ответ
для кого русские изобрели Калашникова? Для исламских боевиков или для ГДРовской
"Штази" (их аналог КГБ - К.Д.)?
- Прямо не интервью у нас, а какая-то политинформация! Давай уж о музыке. Вы
гонитесь за модным саундом?
- На музыку, которую ты играешь, мне кажется, могут влиять только четыре вещи.
Если живёшь в Калифорнии на берегу океана, то и музыка из тебя попрёт другая,
чем если вырос, как Бьорк, в Исландии. Это первое влияние - региональное, так
сказать. Второе влияние - альбомы, которые ты сам сегодня слушаешь. Третье влияние
- люди, с которыми ты играешь в группе. Их музыкальные представления. Четвёртое
и самое незначительное, поверхностное влияние - музыка актуальная, модная на
данный момент времени. У "RAMMSTEIN" вот так расставлены приоритеты.
- У "истинных арийцев" нет ли скрытых комплексов перед предстоящими
концертами в России?
- Что такое "истинные арийцы"?
- Про вас так пишут европейские журналы!
- Они нас явно неправильно оценивают. С какой стати вообще пользоваться какими-то
патриархальными эпитетами?! Да, в музыке "RAMMS+EIN" стоит такой вопрос:
что значит БЫТЬ НЕМЦЕМ. И это трудный вопрос поскольку прошлое у немцев отнюдь
не славное. "RAMMSTEIN" старается переосмыслить время до Второй мировой
войны и после неё. И рассказать о своих мыслях в песнях. Люди в Германии относятся
к этому нервозно, они не любят, чтобы их задевали за живое. Им проще не помнить
истории вообще. А со своей историей надо обходиться разумно, нормально, а не
отмахиваться от неё...
- Вот поэтому некоторые "невъезжающие в ньансы" и полагают, чтов ваших,
бесспорно красивых балладах силён дух арийских гимнов. Есть вероятность, что
в Москве вы выкинете на сцене какое-нибудь зрелище, покажете что-то особенно
провокационное?
- У нас никогда не было цели делать что-то особо провокационное в той или иной
стране. У нас хорошее шоу, в нём есть на что посмотреть, скажу без лишней скромности:
мы стреляем огненными стрелами и вращаем огненные колёса... Хотя бывает, конечно,
иногда смешно. В плане неадекватности зрителей. Например, какое-то время мы
стоим со скрещенными руками во время концерта. Так вот в Японии люди подумали,
что мы их ругаем (ведь такую позу принимает японский учитель, когда отчитывает
в школе учеников), и очень напрягались. Или вот трюк с резиновым членом. Когда
Тилль (солист) вытаскивает его из штанов и начинает пихать (понарошку) сзади
клавишника...В Германии-то понимают, в чём суть прикола, и смеются. А в Америке
нас как-то за это прямо со сцены отвезли в каталажку. За хулиганство и секс-извращения,
прикиньте! И как после этого не высмеивать американцев?..
- Кое-кто талдычит, что уже началась третья мировая война. И многие музыканты,
кстати, в связи с этими нервозными пророчествами стремятся отказаться от дальнейших
гастролей, остаться дома, со своими семьями. Ведь кто знает: из гастролей можно
ненароком и не вернуться...
- Если быть честными: мы тоже довольно нервозно себя сейчас чувствуем. Но ведь
трубочист обязан чистить свои печные трубы, даже когда идёт дождь. Вот если
не будет больше самого дома, в котором труба дымилась, тогда и ему можно складывать
свои трубочистские причиндалы!
- Очень образно! Но - типун тебе на язык, как говорят у нас в России.